В США ищут замену российским ракетным двигателям

Военно-воздушные силы США объявили о начале конкурса на разработку новых ракетных двигателей вместо российских РД-180, которые сейчас используются для запуска американских военных спутников.

Как передает агентство Рейтер, руководитель центра космических и ракетных систем ВВС США генерал-лейтенант Самуэль Гривз заявил, что предварительные заявки на участие в конкурсе должны быть поданы до 23 июня.

США рассчитывают окончательно отказаться от российских двигателей к 2019 году. Отказ от РД-180 связан с запретом на военно-техническое сотрудничество с Москвой, введенного Вашингтоном после аннексии Крыма.

Вашингтон планирует до сентября заключить контракты на 160 миллионов долларов с четырьмя подрядчиками.

Среди основных претендентов на разработку СМИ называют United Launch Alliance (совместное предприятие Lockheed Martin Corp и Boeing), компанию SpaceX, а также компанию Aerojet Rocketdyne Holdings Inc.

В декабре 2014 года палата представителей конгресса США из-за позиции Москвы по украинскому кризису и аннексии Крыма приняла поправку сенатора Джона Маккейна, которая предусматривает полный отказ США от ракетных двигателей РД-180 до 2019 года.

Тогда палата представителей рекомендовала выделить в 2015 году 220 млн долларов на разработку нового жидкотопливного ракетного двигателя, которым США начнут пользоваться в 2022 году. Сенат США остановился на сумме 125 млн долларов.

Двигатели и санкции

Еще 30 апреля 2014 года, до решения Конгресса по поводу двигателей РД-180, американский суд по федеральным искам запретил компании United Launch Alliance использовать российские ракетные двигатели. Суд счел, что закупки двигателей производства «Энергомаша» якобы нарушают санкции, введенные властями США против России на фоне ситуации на Украине. Однако 8 мая запрет был снят как невыгодный для США. Против запрета на импорт РД-180 выступила компания ULA и Пентагон. Тогда экспертный комитет в докладе, подготовленном по заказу Пентагона, оценил потери США в связи с отказом от использования РД-180 в 5 млрд долларов.

Импортируемые российские двигатели РД-180 устанавливаются на первой ступени американской ракеты-носителя Atlas V, которые собирает совместное предприятие United Launch Alliance. Пока промышленность США не производит аналогов РД-180.

Однако у американцев есть лицензия на производство двигателей РД-180: в 1996 году ее приобрела американская General Dynamics Corporation. Проблема заключается в том, что российская лицензия на производство ракетных двигателей истекает в 2022 году. Если на налаживание производства РД-180 в США уйдет минимум 5 лет, то у США останется на лицензионное изготовление этих двигателей всего два-три года. Поэтому многие американские эксперты призвали власти не тратить время на копирование РД-180, а разработать с нуля американский двигатель.

Как пишет американский журнал National Defense Magazine со ссылкой на старшего аналитика консультативной фирмы Fulton Corp Джеффа Фауста, в 1990-х американцы остановили свой выбор на российских двигателях, поскольку посчитали их лучшими в мире.

Сейчас в США сразу несколько компаний планируют заниматься разработкой нового ракетного двигателя. Так, ранее компания Blue Origin Джеффа Безоса, основателя Amazon.com, заявляла, что намерена производить новый ракетный двигатель BE-4, который поступит в продажу в 2019 году и может быть установлен на ракете Atlas V. Корпорации Dynetics и Aerojet Rocketdyne также намерены совместно производить ракетный двигатель AR-1, работающий на керосине.









>> Шимкив хочет повысить зарплаты чиновников при финансовой помощи ЕС

>> Севастополь сделают федеральным центром военно-патриотического туризма

>> Прогноз экспертов: Белорусской экономике угрожает омут бедности