С 12 апреля на 40% повышен базовый тариф по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО). Коридор, в рамках которого страховые компании теперь могут устанавливать свои тарифы, расширен с 5 до 20 п.п. - то есть в ряде мест полис официально может подорожать до 60%.
При этом ни в одном случае и ни в одном регионе даже с учетом территориального коэффициента, которые также изменились, стоимость ОСАГО не повысилась на 100%.
Напомним, что изначально предполагалось, что тариф, последний раз повышенный в октябре, вырастет всего на 30%. Но из-за обвала рубля, инфляции и резкого увеличения размеров страховых выплат страховщики, сетуя на убыточность бизнеса, настояли на более серьезном росте.
Итоги недели за игрой: новые тарифы ОСАГО
В итоге, действовавший до 12 апреля базовый тариф по ОСАГО на легковые автомобили для физических лиц, который составлял 2440 - 2574 рубля, повышен до 3432 - 4118 рублей. При этом снижена нижняя граница на легковые автомобили юридических лиц (на 22%), тракторы (25%), мотоциклы и мопеды (42%).
Теперь, для автомобиля мощностью 101−120 л.с. (Ford Focus, Hyundai Solaris, Lada Priora/Granta), если в полис вписаны водители старше 22 лет со стажем более 3 лет, примерная стоимость полиса для москвичей составит 8 237- 9 883 рублей.
Стоимость аналогичного полиса в Санкт-Петербурге составит 7413 - 8895 рублей, в Волгограде 5354 - 6 424 рублей, Челябинске - 8649 - 10 377 рублей, Хабаровске 7001 - 8401 рублей.
В Центробанке обосновали повышение базового тарифа обвалом рубля и последовавшим за ним удорожанием ремонта, запчастей и комплектующих. Кроме того, рост тарифов связали с резким увеличением размеров страховой выплаты. Так, с 1 апреля за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших в ДТП, должны платить не до 160 тыс. рублей, а вплоть до 500 тыс. рублей. Одновременно изменится и система расчета, которая позволит получить компенсацию не после окончания лечения, а частично уже за сам факт повреждений. Важно, что разовые выплаты теперь будут производиться не только иждивенцам пострадавшего, но и всем ближайшим родственникам.
Внести изменения в стоимость полисов ОСАГО ЦБ также заставили несбалансированные территориальные коэффициенты. По информации регулятора, в ряде регионов это привело к критическому снижению уровня финансовой доступности ОСАГО, в том числе отказы в заключении договора под предлогом отсутствия бланков, сокращение число точек продаж полисов ОСАГО, навязывание дополнительных услуг. При этом существовали регионы со стабильно низким уровнем убыточности, где есть «запас» для снижения коэффициента.
В итоге к новому базовом тарифу в 21 регионе были применены понижающие и повышающие коэффициенты: в одиннадцати из них коэффициенты с 1 апреля повысились, а в десяти - снизились.
При этом территориальный коэффициент Москвы - 2,0, остающийся самым высоким в стране, изменяться не будет.
Тарифы ОСАГО предлагают заморозить до 2017 года
«Максимальное увеличение региональных коэффициентов в ОСАГО не превысит 25%, - заявлял журналистам зампред Центробанка Владимир Чистюхин. - Будут повышены коэффициенты, в частности, для Воронежской, Курганской областей, Чувашии. Увеличение коэффициентов также будет актуально для Камчатского края и Мордовии».
«Максимальное снижение значения регионального коэффициента в ОСАГО произойдет в Магаданской области - до 41%. Также будет снижено значение региональных коэффициентов для Ленинградской области, Дагестана, Тувы, Ингушетии, Чечни, Еврейской автономной области, Республики Саха (Якутии), Чукотского автономного округа, Забайкальского края и для Байконура», - рассказывал Чистюхин.
В страховых компаниях уверены, что повышение размера тарифного коридора и возможность использовать весь его диапазон на каждой территории в отдельности создаст реальную конкуренцию между страховщиками, что положительно отразится на качестве услуг.
«Совокупность планируемых изменений обеспечит рывок сегмента ОСАГО вперед с точки зрения качества, - рассказали в пресс-службе компании «АльфаСтрахование». - Страховщики будут устанавливать базовую ставку в зависимости от показателей вида для каждого конкретного региона, ценовая конкуренция всегда влечет за собой качество предоставления услуги.
В совокупности с изменением территориальных коэффициентов, которое основано на статистике текущей убыточности ОСАГО, это позволит установить для автомобилистов каждого региона свой справедливый тариф, что сделает ОСАГО практически рыночным видом страхования.
Между тем в компании признались, что последние две недели, предшествующие повышению тарифов, наблюдали как минимум двукратный рост количества автовладельцев, желающих приобрести полисы ОСАГО по текущему тарифу.
«Мы не вводили ограничений по продажам полисов ОСАГО и не прекращали их продажу ни в одном из регионов, поэтому к нам помимо собственных клиентов шли клиенты других страховщиков, - пояснили в компании «Альфа Страхование».
- Более всего поток клиентов других компаний был заметен в регионах, где процветает деятельность автоюристов: Южный Урал, Поволжье, ряд городов на юге России, в Черноземье и Сибири - здесь рост очередей был трехкратный и более.
Еще одним фактором стал увеличившийся поток собственных клиентов, которые пролонгировали договор по текущему тарифу. У нас есть техническая возможность делать это за 60 дней до окончания срока действия договора и предоставляем возможность воспользоваться ей. Также автомобилисты использовали возможности расторжения текущего договора и приобретения нового полиса по действовавшим тарифам.
В компании INTOUCH, в свою очередь уверены, что два последовательных изменения - октябрьское с увеличением лимитов по «железу» до 400 тыс. рублей и апрельское с увеличением лимитов по жизни и здоровью до 500 тыс. рублей - делают продукт ОСАГО куда более адекватным инструментом защиты автовладельцев при возникновении страховых случаев на дороге.
Подорожание ОСАГО: страховщики хитрят, водители недовольны
«С точки зрения страховщиков, ожидается стабилизация рынка ОСАГО в плане прибыльности, что приведет к большей доступности продукта на всей территории России, - сказала директор департамента юридической поддержки и урегулирования INTOUCH Мария Размустова.
Услуга станет более прозрачной для клиента. В частности, благодаря утвержденной Единой методике определения расчета по страховой выплате, которая служит единым стандартом для обоснования возмещения при повреждении ТС и препятствует злоупотреблениям по расчету в ту или иную сторону.
Размустова обратила внимание на ряд нововведений, направленных на удовлетворение интересов потребителей, включая автоматизацию системы расчета премии, исходя из страховой истории клиента, возможность подтверждения, проверки полиса ОСАГО через онлайн решение, возможность оформить электронный полис ОСАГО онлайн с июля 2015-го года, а также возможность выбора способа возмещения при повреждении транспортного средства.
Однако далеко не все автовладельцы и правозащитники согласны с аргументами страховщиков. Так, в Федерации автовладельцев заявили, что за четыре дня против повышения тарифов ОСАГО на 40% собрано уже 90 тыс. подписей. «За четыре дня собрано 90 тыс. подписей против повышения тарифов ОСАГО, - сообщил главы организации Сергей Канаев. - Даже с учетом повышения курса доллара, удорожания запчастей мы рассчитали, что на конец 2015 года у страховщиков останется порядка 25 млрд рублей в запасе. Поэтому сегодняшнее повышение тарифов ОСАГО нам кажется не совсем корректным. Кроме того, повышение тарифов может привести к тому, что очень большое количество людей будут покупать 'левые' полисы ОСАГО».
Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов уверен, что повышение выплат по жизни и здоровью вполне вписывалось в существующие до 12-го апреля тарифы по ОСАГО.
«Даже сам ЦБ говорит о том, что выплаты по ОСАГО в этом году могут подняться только на 20%, - рассказал Шкуматов. - Корректировка тарифов была бы возможна уже после того, как была бы получена статистика по выплатам по жизни и здоровью. К примеру, в конце 2015-го года-начале 2016-го.
Взнос каско бережет
Сейчас же для автовладельцев тарифы по ОСАГО становятся заградительными. Если раньше цена ОСАГО выше 10 тыс. рублей было чем-то аномальным, то теперь нас пытаются убедить, что это нормально, при этом в такое тяжелое время.
Сами страховщики привыкли ездить на своих Bentley и Maybach, но забывают о том, что российский автопарк состоит в основном из старых автомобилей. В итоге люди перестанут заключать договоры ОСАГО, но это очень выгодно самим страховщикам - они и будут продавать бланки ОСАГО этим же самым людям. Страховые компании превращаются организации, у которых придется покупать пропуски, чтобы выехать на дорогу. Такими темпами через пару лет ОСАГО исчезнет в принципе.