Правительство готовит новый механизм поддержки автоконцернов с локализованным в РФ производством, рассказали «Ъ» несколько источников на рынке. В Минэкономики подтвердили, что идет подготовка изменений в приказ министерства о промсборке, которые позволят «снизить негативное влияние кризисных явлений в экономике на российский автопром».
Они коснутся более чем 70 компаний - как автоконцернов, ведущих сборку в РФ по 166-му постановлению правительства от 2005 года, так и производителей автокомпонентов, которые ввозят детали с пошлиной 0−5% по 566-му постановлению от 2006 года. Принять поправки планируют к концу второго - началу третьего квартала.
В Минэкономики не пояснили суть изменений, но источники «Ъ», знакомые с ситуацией, говорят, что речь идет о введении в формулу, по которой считается уровень локализации производства, коэффициента, который нивелирует валютные риски. Сейчас уровень зависит от таможенной стоимости импортных автокомпонентов и общей стоимости произведенных транспортных средств без учета налогов. По обязательствам по промсборке производители должны достигать каждый год определенного уровня локализации, а к 2020 году дойти до 60%.
В 2005 году среднегодовой курс доллара составлял 28,78 руб., евро - 34,19 руб. На 1 мая 2015 года доллар стоил 51,12 руб., евро - 57,16 руб. В рублевом выражении стоимость импортных компонентов возросла, уровень локализации упал, хотя с технической точки зрения доля импортных комплектующих практически не изменилась. Источники «Ъ» говорят, что сейчас рассматриваются несколько вариантов изменения формулы, один из них предполагает, что коэффициентом введут курсовую разницу с момента подписания соглашений с автоконцернами.
Если не сделать поправки, концерны могут не выполнить обязательства по локализации и лишиться беспошлинного импорта компонентов. Пошлины на ввоз автомобилей и их частей вне промсборки достигают 15%. По последним данным, у Ford Sollers (заводы в Елабуге, Всеволожске и Набережных Челнах) уровень локализации - 40%, у Volkswagen Group (производство в Калуге) - 42%, у московского «Renault Россия» - 75%, а на петербургском заводе Nissan - 39%. По данным «Ъ», в декабре 2014 года, на пике падения рубля, производители обращались в Минпромторг с идеей учесть курсовые разницы в формуле, но реакции не было. В Минпромторге от комментариев отказались, сославшись на то, что это тема Минэкономики.
Валютные колебания на фоне падения спроса на автомобили уже в 2014 году привели к значительному переделу рынка. В конце года резкая девальвация рубля вызвала скачок спроса: население избавлялось от рублевых накоплений, купив в декабре 270,65 тыс. машин - на 2,4% больше, чем годом ранее (данные Ассоциации европейского бизнеса). В начале 2015 года рынок упал: в марте продажи рухнули на 42,5%, до 139,9 тыс. машин. Снижение спроса наиболее заметно сказалось на иностранных брендах, крайне зависящих от импорта и вынужденных резко поднимать цены. По данным PricewaterhouseCoopers, с сентября 2014 года по январь 2015 года Ford повысил цены на 45%, GM поднимала стоимость Chevrolet на 52%. В итоге в марте GM, годами успешно локализовывавшая производство в РФ, вообще ушла с рынка: ее продажи здесь в 2014 году упали на 26,4%, до 189,5 тыс. машин.
В представительстве канадского производителя автокомпонентов Magna (заводы в Калужской области, Петербурге и Нижнем Новгороде) заявили, что поддерживают изменения, так как зависят от импорта. Другие участники соглашений по промсборке отказались от официальных комментариев до окончательного решения, хотя неофициально идею поддерживают. Сергей Литвиненко из PricewaterhouseCoopers отмечает, что такое послабление было бы разумным: в интересах государства не лишить производителя льгот, а сделать так, чтобы и в кризис компания осталась на рынке, простимулировав ее к локализации. Отмена беспошлинного ввоза компонентов сделала бы локальное производство невыгодным, так как повлияла бы на конечную цену продукта, считает он.
Яна Циноева