Экономический кризис продолжает оказывать существенное влияние не только на рынок новых машин - планомерно снижается спрос потребителей и на автомобили с пробегом. Так, в марте текущего года на российском вторичном рынке было продано 386,5 тыс. автомобилей, что на 24,3% меньше в сравнение с мартом 2014 года. Сокращения рынка подержанных автомобилей по итогам трех месяцев составило 19,5% - за это время было продано 1,1 млн машин. Такие данные приводит в своем ежемесячном отчете аналитическое агентство «Автостат».
Вторичный рынок падает, несмотря на рост числа потенциальных покупателей, которые в связи с кризисом стали рассматривать вариант приобретения подержанного автомобиля вместо нового. Например, согласно недавнему опросу ВЦИОМ, в сравнении с предыдущим годом с 29 до 40% выросла доля потребителей, планирующих приобрести подержанную машину зарубежного производства. По данным «Автостат», 14% потенциальных покупателей в 2015 году рассмотрят возможность приобретения подержанного автомобиля вместо нового.
По всем без исключения крупным брендам, представленным в России, в марте зафиксирована отрицательная динамика продаж. При этом из у 17 из 40 марок продажи на «вторичке» сократились в марте значительно сильнее, чем в целом упал рынок.
Для сравнения, в январе этого года рост продаж наблюдался у 10 брендов (7 представителей премиум сегмента), а в феврале прирост показали уже только три марки.
Сокращение продаж подержанных автомобилей традиционно лидирующей на отечественном рынке марки Lada составило по итогам марта на 21,3% и составили 125,6 тыс. единиц.
Среди иностранных марок наибольшим спросом по-прежнему пользуются подержанные автомобили Toyota, объем продаж которых в марте сократился на 31,6% - было продано 40,3 тыс. машин. Второе место в рейтинге иномарок удерживает Nissan (-29,3% в марте, 18,6 тыс. машин), а третье - Chevrolet (-27,0%, 15,0 тыс. машин).
У всех остальных брендов, которые вошли по итогам прошлого месяца в «десятку» лидеров, также зафиксировано сокращения объемов продаж, соответствующее масштабу падения рынка в целом. Так, спрос на подержанные автомобили Ford упал на 27,5%, продажи Hyundai снизились на 25,9%, Volkswagen - на 21,4%, Mitsubishi - на 22,9%, Honda - на 30,3%, Renault - на 24,7%.
Ни одна из моделей автомобилей, вошедших в ТОП-25 мартовского рейтинга, не продемонстрировала положительную динамику. В меньшей степени спрос сократился на модель Lada Priora (на 8,7%), а больше упали продажи Toyota Corolla с пробегом (на 38,4%).
Лидер вторичного авторынка в модельном рейтинге остается прежним - Lada 2107. Продажи «семерки» в марте упали на 25,6%. Наибольшим спросом на вторичном рынке традиционно пользуются другие модели «АвтоВАЗа»: 2114, 2110, 4×4, продажи которых сократились в марте на 21,4, 23,8 и 14,5% соответственно.
Исполнительный директор «Автостат» Сергей Удалов считает, в ближайшие месяцы ситуация на рынке подержанных автомобилей не будет кардинально меняться. «Многие желающие продать свой подержанный автомобиль в январе и феврале отзывапи свои предложения, в связи с отсутствием понимания того, по какой цене нужно продавать машину, - рассказал Удалов. - Большинство автомобилей на вторичном рынке в эти месяцы выставлялись на продажу по завышенных ценам, поэтому спрос на них был минимальным.
Сейчас ситуация начинает стабилизироваться, в том числе и в связи с укреплением курса рубля - число предложений растет, цены постепенно снижаются. Тем не менее, потребители в ближайшие месяцы вряд ли будут вести себя активно, поэтому спрос на машины с пробегом останется примерно на том же уровне, что и в марте.
Гендиректор компании «Подбор Авто» Денис Еременко также отмечает, что цены на автомобили с пробегом под воздействием укрепляющегося курса рубля начали снижаться, - рассказал Еременко. - Машины «до миллиона» возвращаются к тем ценам, которые были летом прошлого года. При этом предложения в премиум сегменте пока остаются на прежнем уровне, но и эти автомобили начнут дешеветь в скором времени,
По словам эксперта, ситуация на вторичном рынке может продолжить ухудшаться в течение года, несмотря на снижающиеся цены. «В апреле месяце мы обычно фиксируем всплеск потребительской активности, но в этом году подобного пока не происходит. Поэтому есть основания полагать, что рынок может просесть в ближайшие месяцы еще сильнее», - пояснил Еременко.