Обвал цен на нефть не привел к потребительскому буму

Но покупатели ведут себя не так активно, как ожидалось, поэтому преимущества от снижения цен на нефть пока не ощущаются.

В первые три месяца 2015 г. розничные продажи снижались, хотя в конце 2014 г. они выросли. В США они почти не изменились и в апреле составили $436,8 млрд, что хуже ожиданий аналитиков. Это вызывает сомнения по поводу устойчивости восстановления мировой экономики. Но аналитики надеются, что ситуация на рынках труда продолжит улучшаться, в результате чего потребители станут увереннее тратить лишние деньги, которые у них появились благодаря снижению цен на нефть.

Мрачная картина наблюдается и в развивающихся странах, в том числе многих импортерах нефти, которым снижение цен на энергоресурсы должно было пойти на пользу. По словам Гэбриела Стерна из Oxford Economics, потребительские расходы именно в развивающихся странах, за исключением Индии, оказались наиболее разочаровывающими.

Неожиданно низкие розничные продажи можно объяснить мерами, которые правительства и центробанки приняли в ответ на снижение цен на нефть, считают экономисты. Так, власти большинства развитых стран предпочли не смягчать политику, поскольку темпы инфляции стали снижаться из-за обвала цен на нефть. «Раньше ФРС и другие центробанки снижали процентные ставки, и это оказывало дополнительный положительный эффект, - говорит главный экономист HSBC Стивен Кинг. - Но ставки уже почти нулевые, и дополнительного стимулирования нет, поэтому влияние падения цен на нефть на потребительские расходы было не столь сильным».

Зато там, где власти отреагировали (например, ЕЦБ запустил в еврозоне программу денежного стимулирования на 1,1 трлн евро), потребители получили двойную выгоду. В I квартале экономика региона выросла на 0,4%, в том числе благодаря высокому потребительскому спросу.

В Индонезии власти воспользовались возможностью отменить субсидии в энергетике, что компенсировало эффект от снижения цен на нефть. В Китае потребители смогли извлечь только половину выгоды из-за государственного контроля над ценами, отмечают специалисты Oxford Economics.

Еще один негативный фактор - неуверенность по поводу восстановления экономики и высокая долговая нагрузка населения. Из-за этого потребители могли предпочесть увеличить сбережения, а не тратить появившиеся деньги, считают аналитики. Так, в США за последний квартал отношение сбережений домохозяйств к доходам выросло на 0,9 процентного пункта, это необычно большое увеличение.

Но экономисты уверены, что потребительские расходы в развитых странах в этом году вырастут: уровень безработицы снижается, а зарплаты начинают увеличиваться. «Сейчас потребители, похоже, говорят одно, а делают другое, - утверждает экономист Capital Economics Майкл Пирс. - Но мы по-прежнему ожидаем, что рост реальных доходов приведет к росту потребления».

FT, 26.05.2015, Алексей Невельский









>> Мэрия: Продукты с логотипом Хабаровская марка - высококачественная и полезная продукция

>> На белорусско-китайском бизнес-форуме подписали более 20 соглашений

>> Эксперты назвали предварительную сумму ущерба от пожара в ТЦ Адем