Как рассказал руководитель проектов по торговой недвижимости «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса» Дмитрий Дробышев, эпоха закончится как из-за инициативы городских властей ограничить число разрешений на строительство подобных объектов, так и по причине пересмотра операторами планов по расширению сетей.
По словам эксперта, инициатива городских властей ограничить строительство новых гипермаркетов в Минске вполне логична.
«Однако рынок может справиться с этой задачей не менее эффективно: жесткая конкуренция среди продуктовых ритейлеров и недостаточно высокая покупательская способность населения вынуждают торговые сети сворачивать или оптимизировать свои программы развития. В такой ситуации им проще отказаться от идеи открытия крупного объекта, требующего серьезных вложений и сопряженного с большими рисками», - подчеркнул эксперт.
Гипермаркет обычно открывают в местах плотной жилой застройки с интенсивным пешеходным трафиком или на автомобильных артериях города. Но многие такие объекты в Минске страдают от дефицита покупателей. Торговые сети сейчас не готовы строить «с нуля» крупные объекты, опасаясь не достичь необходимого трафика и ожидаемой выручки.
Через два года появление новых продуктовых магазинов площадью от 5 тыс. «квадратов» в пределах МКАД и вовсе может стать редким явлением.
«Вопрос открытия новых объектов не стоит первым на повестке дня. Правда, за спадом всегда следует подъем. Поэтому самые дальновидные операторы используют ситуацию, чтобы установить задел на будущее», - считает эксперт. Сейчас ритейлерам гораздо интереснее открываться в уже построенных объектах.
Городские власти смогут ограничить присутствие на рынке новых супермаркетов и гипермаркетов площадью от 2 тыс. Но в городе есть множество частных торговых помещений площадью до 1,5 тыс. кв.м, которые могут использовать крупные сети под магазины шаговой доступности.
За «эпохой гипермаркетов» вернется время магазинов формата «у дома». В этом направлении, по всей видимости, планируют развивать государственную сеть под брендом «Радзивилловский». Появление нового оператора в продуктовом ритейле может усилить конкуренцию, что должно привести к снижению цен для конечного потребителя.
«Основной вопрос - сможет ли государственная сеть оптимизировать всю цепочку производства, закупки и реализации товаров до уровня коммерческих ритейлеров, где в каждом звене ведется серьезный контроль над качеством, оптимизацией и уровнем обслуживания клиентов», - добавил Дмитрий Дробышев.
В ближайшие годы продуктовые ритейлеры, такие как «Доброном», «Март инн», «Корона и «Простор», будут инвестировать в открытие магазинов шаговой доступности.
«Этот формат снова может стать популярным. К тому же постепенно будут сближаться цены в крупных и небольших сетевых магазинах, от чего выиграет потребитель», - подытожил представитель «Твоя столица. Недвижимость для бизнеса».