Ранее в среду компания сообщала, что пока не получала от регулятора официальных документов на этот счет.
Об ограничении стало известно накануне, Банк России объяснил свое решение неисполнением страховщиком в установленный срок предписаний ЦБ в части нарушения порядка заключения договоров ОСАГО. Только с 1 апреля по 25 мая в адрес регулятора поступило более 2,3 тысяч жалоб от граждан.
В «Росгосстрахе» удивлены решением ЦБ по ОСАГО
Речь шла, в том числе, об отказе в предоставлении положенной по закону скидки за безаварийную езду (коэффициент бонус-малус) и навязывании дополнительных услуг. По данным прессы, регулятор выдал страховщику с начала года 385 предписаний. Требование лишить компанию лицензии из-за навязывания услуг ранее выдвигали региональные управления ФАС.
После принятия Банком России решения об ограничении лицензии компания лишается права заключать новые договоры и продлевать уже существующие, ей нельзя вносить в них изменения, в том числе, увеличивающие стоимость полиса. То есть, к примеру, вписать в действующую страховку нового водителя уже не получится. Однако при наступлении страхового случая она должна исполнить свои обязательства. В пресс-службе «Росгосстраха» заверили, что работа продолжается в стандартном режиме на всей территории страны. На устранение нарушений регулятор дал компании полгода.
Сплошные убытки
Многие участники рынка отмечали, что упомянутые выше нарушения связаны с убыточностью данного вида страхования. Тариф по ОСАГО не повышался более десяти лет, и страховщики уже давно констатировали, что выходят по «автогражданке» в минус. Им приходилось экономить, в том числе, переносить офисы по урегулированию убытков в отдаленные населенные пункты.
«Автоюристы разувают страховщиков»
Наконец компании согласовали с ЦБ повышение тарифов два раза подряд - осенью 2014 года и в апреле 2015 года. Взамен регулятор потребовал от компаний вернуть офисы в центр регионов и нормализовать продажи полисов. Оба раза клиенты жаловались, что перед подорожанием многие страховщики специально затягивали сроки, чтобы не дать людям заключить договор по старой цене. В ход шло отсутствие бланков, поломка компьютера, нехватка экспертов - все, что угодно. Подобные претензии поступали в адрес целого ряда компаний.
Ситуацией на рынке ОСАГО уже выразил обеспокоенность Минфин. Замглавы министерства Алексей Моисеев сообщил, что будет проработан вопрос о создании государственного перестраховщика. Речь идет о наделении Агентства по страхованию вкладов полномочиями по банкротству страховщиков. Не секрет, что после банкротства страховой компании остаются одни обязательства, поэтому законопроект нуждается в усовершенствовании, добавил он.
Что будет с «Росгосстрахом»
«Росгосстрах» не отрицает, что недоработки есть и у него. При этом он отмечает, что с начала года заключил порядка 5,5 миллионов договора, а за весь 2014 год - более 18 миллионов. При таком объеме неминуемы нарушения на местах, но их доля ничтожна в процентном отношении к общему числу подписанных договоров, указывают в компании. Обычно претензии регулятора урегулировались в рабочем порядке и не давали повода для подобных «репрессий». Страховщик обещает сделать все возможное, чтобы максимально быстро снять все вопросы ЦБ.
Услуга за гранью фола
Поскольку речь идет о крупнейшем игроке на отечественном рынке ОСАГО - на его долю приходится более 40% - возникает логичный вопрос: а не пострадают ли от ограничения лицензии миллионы клиентов? В пресс-службе заверили, что компания при любых обстоятельствах несла и продолжает нести весь объем ответственности по всем заключенным договорам - как обязательного, так и добровольного страхования. Осуществление выплат по страховым случаям будет контролировать ЦБ РФ.
Российский союз автостраховщиков выразил надежду, что проблема с «Росгосстрахом» будет урегулирована в ближайшее время и пообещал посодействовать наведению порядка с ОСАГО в целом. Сейчас страховщик и РСА работают в тесном взаимодействии с Банком России и устраняют обозначенные нарушения.
ОСАГО для бедных
Что касается тарифов по ОСАГО, то Госдума рассмотрит предложение «заморозить» их до 2017 года. Многие участники рынка против этой идеи, поскольку компаниям тогда придется «заморозить» и рост выплат. Тогда через два года не найдется ни одной надежной компании, от которой можно будет получить адекватное возмещение, считают они.
Еще одна идея - скидки на полисы ОСАГО для малоимущих и социально незащищенных категорий населения. Об этом говорил президент Владимир Путин на «прямой линии» с россиянами в апреле. ЦБ и Минфин пока прорабатывают варианты, поэтому о конкретных условиях получения «социального полиса» говорить можно будет лишь ближе к концу года.