Россиянка требует от GM 50 млн рублей за брак в Chevrolet Cruze

Семья Суховых из Пензы подала судебный иск на 50 млн рублей к местному дилеру Chevrolet и санкт-петербургскому заводу корпорации GM («Джи Эм Авто»), который выпустил, по их мнению, бракованный Chevrolet Cruze. 9 октября 2014 года во время движения у машины лопнул привод правого переднего колеса. Главное в том, что в 2013 году сам американский концерн предупреждал о возможном браке этой детали, по всему миру отзывалось (то есть бесплатно устранялся дефект) около 180 тыс. автомобилей. Сервисная акция коснулась и России, но семья Суховых говорит, что их никто об этом не уведомлял и не приглашал в дилерский центр. Юристы считают, что Суховы не смогут добиться возмещения морального вреда на такую большую сумму и сулят им лишь несколько тысяч рублей - прямой ущерб уже возмещен: дилер починил машину после поломки.

Хетчбэк Chevrolet Cruze (модификация с двигателем 1,8 л, 140 л.с.) оформлен на жительницу Пензы Юлию Сухову, тяжбой с GM занимается ее отец, пенсионер Геннадий Сухов, который вместе со своим сыном эксплуатирует этот автомобиль.

- Ехали по городу и после начала движения на перекрестке на скорости не более 40 км/ч произошел разрыв правого приводного вала, который соединяет внутренний и внешний ШРУСы. Разорвался металл, - рассказал «Известиям» историю поломки Геннадий Сухов.

По его словам, купленный в 2013 году (за 626 тыс. рублей) у местного официального дилера Chevrolet (ООО «Автолоцман») автомобиль находился в исправном состоянии, эксплуатировался в рекомендованных заводом изготовителем режимах и никаких нареканий не вызывал. После инцидента Суховы не стали вызывать ГИБДД, так как не было собственно ДТП. Машину на эвакуаторе доставили в гараж, где выездные специалисты пензенской Научно-исследовательская лаборатории судебных экспертиз диагностировали поломку.

«Эксплуатация автомобиля с дефектным приводным валом недопустима и может привести к дорожно-транспортному происшествию, она опасна для жизни и здоровья людей: как находящихся непосредственно в данном автомобиле, так и для других участников дорожного движения», - говорится в заключении экспертной организации.

Для замены вышедшего из строя приводного вала Суховы обратились на «горячую линию» GM.

- После этого нам перезвонили с номера, который не определился, сообщили, что машина подпадает под сервисную акцию, и порекомендовали обратиться к дилеру, продавшему автомобиль, для замены вала, - продолжил пенсионер. - Они признали брак, и деталь заменили в дилерском центре, у меня сохранился заказ-наряд.

В российском представительстве Chevrolet (входит в GM) «Известиям» сообщили, что сервисная компания в России была.

- Сервисная кампания проводилась в 2014 году, она затрагивала машины Cruze, произведенные в 2013 году и начале 2014 года. Мы оповестили всех дилеров Chevrolet, а они, в свою очередь, по процедурам GM должны были оповестить всех клиентов. Они должны были в обязательном порядке отправить письмо на электронную почту и опционально обзвонить, - пояснил менеджер по связям с общественностью Chevrolet в России Алексей Куприн.

Геннадий Сухов однако заверяет, что никаких писем его дочь не получала и звонков от дилера с предложением приехать для замены проблемной детали не было.

- Не обзванивали и никаким образом не сообщали. Позже мы узнали, что в России было как минимум два отзыва Chevrolet Cruze. Я считаю, что этот инцидент носит крайне опасный характер, поскольку была угроза жизни моей семьи. Сразу после этого случая я обращался в прокуратуру и Следственный комитет. Прокуратура, рассмотрев мое письмо, не нашла состава преступления. Мое письмо переслали в Роспотребнадзор, который прислал какую-то отписку. Следственный комитет тоже не отреагировал, - сообщил Сухов. - Мы подали иск на 50 млн рублей. Я считаю всю эту историю криминальной, а так как она продолжение не получила, я полагаю, единственно возможным наказанием для General Motors может быть только денежное наказание. Если считать пассажиров всех проданных машин и окружающих, потенциальный риск этой проблемы затрагивает без преувеличения более сотни тысяч граждан. Получается они экономят, рискуя жизнями людей.

В Ленинском районном суде Пензы «Известиям» подтвердили, что иск поступил 25 мая (дела о защите прав потребителей могут рассматриваться по месту жительства истца), дата рассмотрения дела пока еще не назначена.

Суховы поставили в известность представителей завода «Джи Эм Авто» о желании взыскать моральный вред. Впрочем, в официальном ответе клиентам (копия есть в распоряжении «Известий») юристы завода выразили сомнение по поводу какой-либо вины компании в случившемся.

«Джи Эм Авто» в рамках осуществления своей деятельности не причиняло вам физических и нравственных страданий, не производило как виновных, так и не виновных действий (бездействовало), нарушающих ваши личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие вам нематериальные блага. Учитывая вышеизложенное, «Джи Эм Авто» считает просьбу о компенсации морального вреда не подлежащей удовлетворению, - говорится в ответе завода на претензию.

Автомобильный адвокат Александр Радько полагает, что у автомобилиста есть шансы доказать вину ответчика, но большой денежной компенсации в российских судах ждать не стоит: крупные компенсации в таких случаях реально получить, например, в США.

- Компенсация морального вреда, если удастся доказать вину, будет исчисляться десятками тысяч рублей, но никак не миллионами, а может быть даже 2−3 тыс. рублей. Просто в российских судах не принято компенсировать моральный вред, даже за умышленное убийство его возмещают в размере не более 2−3 млн рублей, - говорит Радько.

По словам адвоката, хозяйка Cruze могла получить намного большую денежную компенсацию, если бы в рамках закона «О защите прав потребителей» попробовала через суд добиться возврата денег за товар и выплаты неустойки. Практика судов водителей с дилерами и производителями показывает, что размер неустойки может быть в 2−3 раза выше начальной цены автомобиля.

- Однако теперь уже ничего не получится, потому что по закону в случае обнаружения недостатка товара потребитель вправе требовать расторжения договора купли-продажи либо устранения этих недостатков. В данном случае потребитель уже свой выбор сделал, приняв предложение дилера о починке, - резюмировал Радько.

Иски к автопроизводителям по факту брака с требованиям возместить помимо имущественного моральный вред довольно редки в России. В 2008 году у автомобиля BMW 3-й серии жителя Казани Евгений Шаурбин на скорости 100 км/ч отлетело переднее колесо. Шаурбин оценил свой моральный вред в 97 млн рублей. В ходе судебного процесса ответчиком выступал завод «Автотор» (с начала 2000-х годов собирает модели BMW методом крупноузловой сборки), потому что компания BMW устранилась из процесса, мотивируя это тем, что за российскую сборку отвечает исключительно «Автотор». Вину производителя доказать не удалось.









>> Аксенов просит ограничить число проверок крымских предприятий

>> ФАС признала рекламу лоукостера Победа о перелетах в Москву недостоверной

>> Финансирование зарплат чиновников в Крыму увеличат на 2 млрд рублей