Изменения порядка информирования граждан о работе временной администрации, назначаемой Банком России в банки, лишившиеся лицензии, обсуждались на очередном заседании общественного совета Агентства по страхованию вкладов (АСВ). В нем участвовали представители Банка России, Совета федерации, Минфина, АСВ, Роспотребнадзора, Росфинмониторинга, представители сообществ вкладчиков и общественных организаций. Согласно официальному сообщению АСВ, с докладом на тему планируемых изменений выступили представители Банка России. По словам члена общественного совета, члена комитета кредиторов банка «Смоленский» Елены Карелиной, «по итогам обсуждения было решено сформировать конкретный список из дополнительных параметров, которые должен будет публиковать ЦБ по итогам деятельности временной администрации, а также определить площадки, на которых они будут размещаться (официальный сайт ЦБ, 'Вестник Банка России' и прочее)».
Претензии к информационной открытости временной администрации ЦБ появились у участников общественного совета в прошлом году (см. «Ъ» от 10 сентября 2014 года). Впрочем, конкретных предложений по повышению информационной открытости регулятора тогда высказано не было.
«В качестве дополнительных мер по повышению транспарентности деятельности временных администраций Банком России рассматривается вопрос о раскрытии общественности информации о расходовании денежных средств на содержание кредитной организации за весь период деятельности в ней временной администрации (сметы расходов). В разрабатываемой форме отчета планируется публиковать данные об основных статьях расходов кредитной организации после отзыва у нее лицензии (заработная плата, арендные и коммунальные платежи, охрана и т. п.)», - пояснили «Ъ» в Банке России, уточнив, что нововведение не предполагает законодательных изменений.
По мнению партнера юридической фирмы Lidings Андрея Зеленина, публикация сведений обо всех затратах временной администрации, во-первых, позволит сопоставить траты временной администрации ЦБ с тратами, проводимыми бывшими собственниками банка, а во-вторых - позволит общественности контролировать расходы самой временной администрации и оценивать их эффективность. «Публикация сведений о расходах временной администрации может успокоить некоторых вкладчиков, сомневающихся в прозрачности ее деятельности», - соглашается партнер компании «Яковлев и партнеры» Игорь Дубов. Впрочем, так как временная администрация фактически занимается исследованием финансового состояния банка, исполнением всех его обязательств и сокращением расходов, а не оспариванием сомнительных сделок, с практической точки зрения предлагаемые к публикации сведения заметной пользы вкладчикам не принесут, считает он.
Валерия Францева