Согласно данным аналитического агентства Frank Research Group на 1 мая, объем рынка автокредитования (портфель ссуд на приобретение автомобилей) сократился за четыре месяца с начала года на 10,9%, до 831 млрд руб. Впрочем, если в первом квартале портфель автокредитов ежемесячно терял около 27 млрд руб., то в апреле сокращение составило лишь 19 млрд руб., то есть на 30% меньше, чем в предыдущие месяцы.
Автопром взяли на все буксиры
Участники рынка сходятся во мнении, что причина замедления сокращения портфеля заключается в запуске госпрограммы льготного автокредитования. «Объем продаж (год к году) сократился в апреле на 42%, отчасти из-за того что многие автопроизводители в ожидании кризиса не завезли достаточно машин в страну. Кроме того, потребительский спрос невысок: у кого были деньги, уже купили, у кого они есть на покупку, ждут лучших времен, - говорит глава департамента розничных продаж Юникредит-банка Иван Матвеев.- А вот с кредитами все наоборот: благодаря госпрограмме и спецпрограммам автопроизводителей уровень проникновения кредитов в общие продажи начинает расти». По словам старшего вице-президента ВТБ 24 Алексея Токарева, замедление сокращения совокупного портфеля автокредитов, зафиксированное в апреле, - однозначно результат запуска госпрограммы. «На начало года уровень кредитных продаж в среднем по рынку был 9%, по итогам апреля (первый месяц действия программы) вырос до 26%, к концу года мы ожидаем 35-процентного уровня кредитных в общих продажах автомобилей», - говорит он.
Госпрограмма автокредитования стартовала 1 апреля. В рамках нее планировалось выдать 200 тыс. кредитов до конца года. Согласно данным Минпромторга, за первый месяц по ней в кредит было продано 19 тыс. автомобилей и было одобрено еще 57,3 тыс. заявок на кредиты. Программа распространяется на автомобили, собранные в России, стоимостью до 1 млн руб., минимальный первоначальный взнос по ней - 20% от стоимости машины, ставка ограничена ключевой ставкой плюс 10 процентных пунктов (22,5%), государство субсидирует банкам 2/3 ключевой ставки, таким образом, для конечного потребителя она не может превышать 14,17%.
По данным Минпромторга, за полтора месяца работы программы реализовано уже 38,5 тыс. автомобилей, то есть за половину мая выдано больше, чем за весь апрель. И все же участники банковского рынка пока не ждут позитивной динамики в автокредитовании. «В целом говорить о восстановлении рынка преждевременно. Мы наблюдаем снизившийся аппетит банков к автокредитованию, вызванный ростом уровня рисков, повышением издержек, а также снижением уровня доходности из-за стратегических ошибок в построении бизнес-модели», - говорит директор управления розничных продаж Сетелем-банка Дмитрий Мольков. По его мнению, говорить, что в этих условиях банки будут стремиться восстановить объем бизнеса, не приходится.
«Рынок автокредитования привязан к общим продажам автомобилей, а они падают, - говорит Алексей Токарев.- Благодаря программе доля кредитов в общих продажах автомобилей по итогам года составит 28%, такой же она была и в 2014 году, но объем рынка сократился». По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи в первые четыре месяца года упали почти на 38%, до 516,1 тыс. машин.
В России в 2015 году авто с пробегом подешевели на 13%
«Если в прошлом году было продано 2,49 млн новых легковых автомобилей, то в этом году мы ожидаем, что продажи составят 1,6−1,7 млн и при сохранении доли кредитных продаж на уровне прошлого года совокупный объем портфелей автокредитов уменьшится на 16%. Без поддержки в виде госпрограммы сокращение могло бы быть около 24−25%», - отмечает Алексей Токарев. По словам Ивана Матвеева, ожидать восстановления роста портфеля в текущем году вряд ли возможно. «От прошлого кризиса рынок отходил пять лет, тут все очень инерционно из-за привязки к производственным планам автопроизводителей», - поясняет он.
Ксения Дементьева