По их словам, Apple может объявить о международном старте своего нового проекта в июне: если это произойдет, то заработает сервис в июне-июле этого года. Россия включена в планы запуска первой волны, слышал сотрудник крупной западной компании. Источник в другой международной компании знает, что сначала Apple запустит в России свой сервис iTunes Radio - это может произойти в конце мая - начале июня.
Собеседники «Ведомостей» уточняют, что никаких точных дат представители Apple им не сообщали. Но некоторые российские музыкальные лейблы получили от Apple письма с просьбой расширить цифровые права на музыкальные произведения и к обычным скачиваниям музыки добавить стриминг, говорит сотрудник одной из таких компаний. Представитель Apple не ответил на запрос.
Стримингом называют сервисы, которые позволяют прослушивать треки онлайн, но не скачивать их. Первый и самый известный музыкальный стриминговый сервис - Spotify, запущенный шведом Даниэлем Эком еще в 2008 г. Spotify должен был заработать в России в I квартале этого года - компания даже наняла директора местного офиса. Однако из-за наложенных на Россию международных санкций Spotify отказалась от запуска.
Apple - крупнейший в мире участник легального рынка цифровой музыки, но компания пока продает музыкальные треки и альбомы только через магазин iTunes, собственного стримингового сервиса у нее нет. Но во всем мире продажи отдельных треков и альбомов падают: по данным Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI), в 2014 г. они снизились на 8%. Тогда как выручка стриминговых сервисов, напротив, выросла на 39% по сравнению с 2013 г. В I квартале этого года стриминговые сервисы впервые в истории превзошли по выручке традиционные скачивания, заявил недавно гендиректор Warner Music Group Стивен Купер.
В прошлом году Apple приобрела за $3 млрд компанию Beats, у которой есть собственный стриминговый сервис Beats Music. В феврале этого года появились слухи, что Apple вот-вот запустит на базе Beats Music свой сервис. Причем в него будут встроены элементы социальной сети, что позволит артистам напрямую общаться с пользователями, сообщало издание 9to5mac.
Apple рассматривает российский рынок контента как перспективный, объясняет сотрудник одной из звукозаписывающих компаний. Тем более что здесь не смог запуститься ее главный конкурент в сегменте стриминга - Spotify. Правда, в России работают и другие стриминговые сервисы - «Яндекс. Музыка» (в веб-версии можно слушать бесплатно за просмотр рекламы, в мобильной - за подписку), Google Play Music, Zvooq, Deezer и др.
Если Apple встроит в свой музыкальный сервис элементы социальной сети, связывающие пользователей и артистов, то это будет очень интересный проект, считает управляющий директор Zvooq Михаил Ильичев. Именно так, по его мнению, должны были бы работать с аудиторией и артистами «В контакте» и «Одноклассники»: они могли бы привлечь артистов, и им легче было бы потом договариваться с ними и лейблами о легализации музыки. С точки зрения развития платного стриминга вряд ли запуск сервиса Apple что-то радикально изменит в России, но это может подстегнуть продажи музыки в магазине iTunes, добавляет Ильичев.
Инвесторы продолжают верить в перспективность модели стриминга, да и рекламная модель для музыкальных сервисов кажется не менее привлекательной, говорит представитель «Яндекса» Екатерина Карнаухова. Например, Pandora - одно из самых скачиваемых мобильных приложений, в котором пользователи в США проводят больше всего времени. Модель freemium (слушать музыку за рекламу) активно отбирает долю у модели продаж и уже доказала свою жизнеспособность, считает она.