Вчера заместитель гендиректора УВЗ Алексей Жарич заявил, что дочерние предприятия корпорации «планируют выйти из всех банковских инструментов» Альфа-банка и закрыть все счета в нем. Он отметил, что подконтрольный УВЗ «Омсктрансмаш» уже досрочно погасил кредит банка на 205 млн руб. и готовит соглашение о досрочном расторжении кредитной линии. Главный управляющий директор Альфа-банка Алексей Марей заявил вчера, что банк не против и дальше работать с УВЗ, если он будет исполнять все свои обязательства, а закрытие счетов - «коммерческое право» компании «после погашения всей задолженности». Общий объем задолженности предприятий УВЗ перед Альфа-банком стороны не раскрывают.
Конфликт разгорелся месяц назад: 14 апреля банк подал иск о взыскании с дочернего предприятия УВЗ «ЧТЗ-Уралтрак» 6 млрд руб. и $39,7 млн. В УВЗ тогда пояснили, что Альфа-банк добивается досрочного взыскания с ЧТЗ всего долга из-за просрочки по кредиту. ЧТЗ, купленный УВЗ в 2011 году, давно находится в сложной финансовой ситуации: еще в 2002 году он прошел через процедуру банкротства, а в последние годы столкнулся с падением спроса на дорожно-строительную технику. В УВЗ рассчитывали загрузить завод за счет производства локомотивов на газе с Caterpillar и вагонов метро с Bombardier, но проекты заморожены из-за санкций против УВЗ. Сейчас ЧТЗ перестал платить и за газ: вчера стало известно, что «НОВАТЭК-Челябинск» отключил завод от газоснабжения из-за долга в 171,9 млн руб. В «НОВАТЭК-Челябинске» «Ъ» пояснили, что компания заблаговременно и неоднократно предупреждала «ЧТЗ-Уралтрак» о предстоящем ограничении, с начала года в правительстве Челябинской области прошел ряд совещаний, было подготовлено несколько графиков погашения долга, но ни один из них не исполнен.
Хотя 29 апреля Алексей Жарич сообщал, что ЧТЗ «уже оплатил 338 млн руб. просрочки» перед Альфа-банком и УВЗ оспаривает досрочное взыскание, но в конце апреля и начале мая банк уведомил кредиторов ЧТЗ и УВЗ о намерении подать иски о банкротстве компаний. 12 мая суд арестовал 523,5 млн руб. на счетах УВЗ в рамках второго иска банка к корпорации. Вчера суд удовлетворил иск УВЗ и снял арест с этих средств. При этом на прошлой неделе гендиректор УВЗ Олег Сиенко назвал действия Альфа-банка «шантажом», банк же в свою очередь обвинял УВЗ в давлении на суд.
Источники «Ъ», знакомые с ситуацией, говорят, что сейчас УВЗ ведет переговоры с различными банками о рефинансировании кредитов Альфа-банка. Один из собеседников «Ъ» говорит, что это преимущественно госбанки, их «легче убедить в предоставлении кредитов под приемлемые ставки с учетом госгарантий, на которые претендует УВЗ». Корпорация рассчитывает получить 60 млрд руб. госгарантий для себя и еще 15 млрд руб. для реструктуризации долгов «ЧТЗ-Уралтрака». 15 мая премьер Дмитрий Медведев пообещал Олегу Сиенко рассмотреть выделение госгарантий. Один из источников «Ъ» считает, что, скорее всего, найти замену кредитам Альфа-банка для стратегического УВЗ при господдержке будет несложно: «Несмотря на падение спроса на вагоны, предприятие имеет крупный гособоронзаказ, поэтому сложно представить, чтобы госбанки отказали ему в выдаче кредитов».
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что при доле менее чем 10% в общем долговом портфеле УВЗ действия Альфа-банка по взысканию долга формируют риски для финансовой устойчивости и могут поставить под угрозу контракты, в том числе гособоронзаказ. Эксперт подчеркивает, что чистый долг УВЗ на начало 2015 года превышал 80 млрд руб. и в январе-апреле продолжал увеличиваться, поэтому сложности возникают и в работе дочерней «УВЗ-Логистик», которой УВЗ поставлял грузовые вагоны на условиях отсрочки платежа примерно на полгода. Господин Бурмистров согласен, что для погашения кредитов Альфа-банка УВЗ потребуется финансирование от госбанков, но процентные ставки в любом случае будут выше, чем по действующим кредитам.
Егор Попов, Ольга Мордюшенко, Юлия Галлямова