'Трансмашхолдинг' не выдержал блокаду

Вчера украинское ПАО «Лугансктепловоз» заявило о планах перерегистрироваться из Луганска в Северодонецк, также расположенный в Луганской области, но подконтрольный официальному Киеву. Смена юридического адреса будет обсуждаться на внеочередном собрании акционеров 15 июня.

В российском ТМХ (по 25% акций принадлежит ОАО РЖД и французской Alstom, а также структурам Искандара Махмудова и Андрея Бокарева), который владеет 76% «Лугансктепловоза», вчера от комментариев отказались.

«Лугансктепловоз» - крупнейший производитель локомотивов на Украине; по данным ТМХ, около 95% продукции завода поставляется ОАО РЖД (в 2014 году - 282 секции локомотивов, то есть примерно 141 машина, в этом году планируется поставить до 93 секций). В 2014 году выручка предприятия составила 2,4 млрд гривен (спад на 19%), чистая прибыль - 67,5 млн гривен (в 2,3 раза меньше). С лета 2014 года из-за боев в Донбассе «Лугансктепловоз» работает с перебоями.

Источник «Ъ», близкий к «Лугансктепловозу», пояснил, что основная причина смены прописки - трудности с ведением хозяйственной деятельности на территории непризнанной ЛНР. «Сейчас ПАО фактически лишено возможности совершать какие-либо финансовые операции: невозможно расплачиваться с поставщиками, 80% из которых - украинские», - отметил он. Кроме того, добавил собеседник, есть проблемы с отгрузкой готовой продукции, перебои с поставками комплектующих и сложности с возвратом экспортного НДС.

Источник «Ъ», близкий к правительству Украины, уверяет, что регистрация в Северодонецке позволит «Лугансктепловозу» «легально получать деньги, платить зарплаты и налоги». По его мнению, основным заказчиком завода является «Укрзализныця», но собеседник «Ъ», близкий к «Лугансктепловозу», заверил, что «Укрзализныця» уже несколько лет ничего у него не покупала.

В ноябре 2014 года президент Украины Петр Порошенко подписал указ, который назвали «указом об экономической блокаде»: с территории Донбасса выведены все госучреждения, банки и даже тюрьмы, а финансовые операции с территориями ДНР и ЛНР были практически запрещены. В марте, несмотря на минские договоренности, ДНР обвинила Киев в усилении экономической блокады.

В то же время еще в конце октября 2014 года ДНР и ЛНР объявляли о намерении национализировать крупнейшие «неработающие предприятия», но затем министерство налогов и сборов ДНР объявило налоговую амнистию для предприятий региона, не рассчитавшихся с бюджетом Украины. На днях глава ЛНР Игорь Плотницкий говорил, что более трети крупных предприятий Луганской области, подконтрольных ЛНР, «возобновили работу, идет процесс запуска остальных». По его словам, «имеются возможности» для запуска практически всех оставшихся предприятий, но процесс осложняют боевые действия и финансовая блокада Киева.

Для «Лугансктепловоза» затруднен и экспорт локомотивов в Россию. Через подконтрольную ДНР и ЛНР границу легально вывезти товары невозможно: украинских таможенников там нет, а для вывоза через другие пункты пропуска необходимо провезти локомотивы через линию разграничения сторон.

По данным ФТС РФ, последние поставки в Россию «Лугансктепловоз» осуществлял в январе - только пять локомотивов, говорит глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. В последующие месяцы, отмечает он, ПАО использовало транспортно-экспедиционную компанию «Транс-Магистр», зарегистрированную в Киеве. По данным эксперта, поставки шли через Валуйский таможенный пост в Белгородской области, который граничит с территорией, контролируемой Киевом. Господин Бурмистров называет логичным решение по перерегистрации «Лугансктепловоза»: иначе завод пришлось бы демонтировать и перевозить в Россию.

Примеру «Лугансктепловоза» могут последовать и другие зарегистрированные на территории ЛНР и ДНР предприятия. В Group DF Дмитрия Фирташа не стали комментировать ситуацию с регистрацией химических заводов «Стирол» (Горловка) и северодонецкого «Азота», находящихся в этой зоне. Но оба предприятия, в отличие от «Лугансктепловоза», уже давно почти не функционируют. В «Мечеле» (владеет также простаивающим Донецким электрометаллургическим заводом) ситуацию также не комментируют. Источники «Ъ» объясняют, что компании сейчас не до этого актива, ей важнее переговоры с кредиторами.

Юлия Галлямова; Янина Соколовская, Киев; Ольга Мордюшенко, Анатолий Джумайло









>> В Прикамье продолжается строительство второй очереди Восточного обхода

>> БЖД намерена активизировать сотрудничество с туристическими операторами

>> В Полоцке и Новополоцке начнет курсировать пассажирское судно