Китайская страховка для России

Москва хочет привлечь китайских страховщиков к крупным инфраструктурным и энергетическим проектам на территории России. Такую возможность обсуждали российские и китайские представители на встрече в Пекине 2 апреля, рассказали участники встречи и источники на рынке.

Со стороны российской делегации присутствовали представители ЦБ, Ростуризма, страховых компаний «СОГАЗ», «Транснефть» и другие участники страхового рынка (список участников встречи и повестка есть в распоряжении).

Китайскую сторону представляли председатель китайской Комиссии по надзору за страховой деятельностью Чэнь Вэньхуэй, заместитель директора департамента международного сотрудничества Комиссии Го Сюэянь, начальник отдела перестрахования Департамента имущественных рисков Комиссии Ван Сымяо и генеральный директор управления международного сотрудничества China Re Суй Лун.

По результатам встречи стороны договорились о намерении создать «совместную перестраховочную емкость в виде пула российских и китайских страховых компаний», а также предложить российским и китайским компаниям совместную страховую защиту страховых компаний двух стран (копия проекта решения рабочей группы есть у).

При этом достигнутые на встрече делегаций договоренности могут коснуться страхования и перестрахования самых разных объектов - от жизни туристов до нефтегазовых труб, включая проекты газопроводов «Сила Сибири» и «Турецкий поток», а также производство «Ямал СПГ».

Окончательное решение по результатам встречи будет оформлено до 12 апреля, однако вряд ли текущий промежуточный вариант претерпит существенные изменения, отметил источник, близкий к обсуждению.

Основными страховщиками и инвесторами большинства крупных инфраструктурных проектов до последнего времени выступали западные компании. По разным оценкам, доля международных компаний в перестраховании крупных отечественных проектов достигала 80−90%.

После охлаждения отношений между Россией и Западом, санкций с обеих сторон, а также понижения международных рейтингов России работа с западными страховыми компаниями стала затруднительной.

«Обычно страховые компании при перестраховке предпочитают клиентов с высоким рейтингом. Если этого нет, то страховщик или перестраховщик обычно отказывается от страхования в силу того, что он не уверен, что в случае необходимости получит возмещение», - поясняет источник на страховом рынке.

«Однако текущий кредитный рейтинг России близок к мусорному, в результате западные страховые компании не хотят брать себя такие риски и в ряде случаев отказывают россиянам в перестраховке. Рынок стал менее удобным, стал напряженным. Поэтому стали искать альтернативу», - говорит он.

Впрочем, Россия и Китай в перспективе могут снизить или вообще отказаться от рейтинговых требований при работе друг с другом.

К следующему заседанию, назначенному на начало лета 2015 года, стороны договорились проработать вопрос «снижения и устранения ограничений, возникающих из-за рейтинговых требований, предъявляемых регуляторами страховых рынков», говорится в проекте решения рабочей группы.

Не исключено, что для этих целей будет использоваться совместное российско-китайское рейтинговое агентство, отметил руководитель делегации, заместитель руководителя Ростуризма Николай Королев.

Идет ли речь об агентстве United Credit Rating Group (UCRG), соглашение о создании которого было подписано между китайским рейтинговым агентством Dagong, американским Egan Jones Rating и российским «Рус Рейтингом» в 2012 году, чиновник не уточнил (ранее стало известно, что американский партнер может выйти из этого проекта).

Страховой рынок Китая - один из самых больших в мире по объему собираемых премий, на нем работают крупнейшие страховые компании. В их числе - China Life (с общим объемом активов в $321 млрд), Ping An Insurance ($117 млрд), China Pacific Insurance ($117 млрд), New China Life Insurance ($92 млрд), Taikang Life Insurance ($71 млрд). Однако главным направлением их работы является страхование жизни, которое в Китае крайне популярно. К примеру, по данным China Daily, годовые взносы только по страхованию жизни на китайском рынке выросли с $10 млрд в 1999 году до $300 млрд в 2013 году. Почти все компании из китайского Топ-10 работают с личным страхованием. Китайские перестраховочные компании намного меньше. Объем активов China Re - первого китайского и восьмого в мире перестраховщика по размеру страховых премий - составляет только $547 млн, сообщает The Wall Street Journal.

По оценке Aon Risk Solutions, перестраховочная емкость китайских компаний (без учета China Re) в 2013 году составила $2,8 млрд. По оценкам экспертов, перестраховочная емкость China Re - около $4 млрд.

Правда, какую именно перестраховочную емкость смогут предоставить китайские партнеры российским компаниям, пока не ясно. «Конкретные цифры по перестраховочной емкости не были называны, но мы попросили китайских партнеров определиться с объемом для того, чтобы мы могли предлагать им проекты, в частности в сфере ВПК, трубы», - рассказал Королев.

При этом, по словам чиновника, в ходе переговоров в Пекине стороны обсуждали возможность использования рубля и юаня, а не доллара в качестве валют в расчетах страховых компаний России и Китая.

Впрочем, отношения между российскими и китайскими страховщиками только выстраиваются, и ожидать быстрых результатов пока не стоит, отмечают участники встречи.

«Заседание было первым, установочным, с трудом согласовали даже саму повестку встречи. Гораздо более продуктивное обсуждение будет в июне, - рассказал 'Газете.Ru' другой источник, знакомый с ходом совещания, - Много проектов буксует долго из-за того, что китайцы не уверены в результатах проекта, в исходе».

Главной проблемой остается привлечение китайских инвесторов и страховщиков в новые инфраструктурные и нефтегазовые проекты. До последнего времени китайские инвесторы не принимали активного участия во внутрироссийских проектах, а основными соинвесторами выступали американцы или европейцы.

«Что-либо страховать китайцы будут только в том случае, если там будут китайские подрядчики или соинвесторы. К примеру, 'Силу Сибири' перестраховать можно прямо сейчас, - отмечает топ-менеджер страховой компании. - Если этого ничего нет, то страховать они вряд ли станут (например, в ситуации с тем же Керченским мостом), потому что там нет китайского интереса». Впрочем, сейчас в России идет государственная политика по активному привлечению китайцев в качестве соинвесторов, отмечает топ-менеджер, поэтому не исключено, что китайцы будут активно перестраховывать российские проекты, подытоживает он.









>> Рынок подержанных автомобилей может исчезнуть в Казахстане - эксперт

>> У вкладов наметился робкий рост доходности

>> Цена барреля Brent опустилась ниже $64, подешевев более чем на 2%