«Газпром-медиа» создана в 1998 г., это один из крупнейших медиахолдингов в России. В прошлом году он поглотил «Профмедиа», выкупив этот холдинг у Владимира Потанина. Сейчас в «Газпром-медиа» входит пять эфирных телеканалов (НТВ, ТНТ, ТВ3, «Пятница», «2×2»), оператор спутникового телевидения «НТВ-плюс» и его неэфирные каналы, 10 радиостанций («Эхо Москвы», «Авторадио», «Юмор FM» и др.), издательский дом «Семь дней» и газета «Трибуна», несколько видеосервисов, производители контента («Централ партнершип», Comedy Club Production, Goodstory media и «НТВ-кино»), два сейлз-хауса и московский кинотеатр «Октябрь».
Сейчас холдинг находится не в лучшей финансовой ситуации. «Газпром-медиа» ушла в минус впервые за 10 лет: ее чистый убыток в прошлом году превысил 2 млрд руб. До этого холдинг был убыточен до 2005 г., но тогда его убытки не превышали десятков миллионов долларов (точные данные компания не раскрывала).
В 2014 г. рост расходов холдинга значительно опередил рост доходов. Так, выручка «Газпром-медиа» увеличилась на 15,9 млрд руб. до 72 млрд руб. (+28,3%), сообщил вчера ее акционер. Но этот рост обеспечило прежде всего включение в отчетность активов холдинга «Профмедиа», признает представитель «Газпром-медиа». При этом расходы холдинга увеличились сразу в 1,5 раза, в частности, расходы на персонал - больше чем на 40%, административные расходы - почти на 90%. И в этом году положение вряд ли улучшится, поскольку рекламный рынок в России сокращается второй квартал подряд.
«Газпром-медиа» впервые выплатила дивиденды в 2006 г., спустя год после того, как перешла под контроль Газпромбанка. Тогда холдинг заплатил акционеру 27 млн руб., или меньше 2% чистой прибыли за предыдущий год. В дальнейшем «Газпром-медиа» отдавала банку не больше пары процентов чистой прибыли, а после финансового кризиса 2008 г. четыре года вообще не платила дивиденды. Но в прошлом году дивиденды «Газпром-медиа» выросли сразу в 20 раз (с 63 млн руб. по итогам 2012 г.). При этом чистая прибыль холдинга в 2013 г. хоть и была рекордной (8,6 млрд руб.), но увеличилась по сравнению с 2012 г. только на 10%. Представитель «Газпром-медиа» Ирина Осадчая заявила «Ведомостям», что холдинг ориентирован на создание стоимости для акционеров и, поскольку по итогам деятельности в 2013 г. получил прибыль, компанией было принято решение о частичном перераспределении прибыли в пользу акционеров. Она никак не объясняет резкий рост размера дивидендов. Представитель Газпромбанка вчера не смог оперативно прокомментировать ситуацию.
С октября 2013 г. до января этого года «Газпром-медиа» управлял Михаил Лесин. В этом году его сменил Дмитрий Чернышенко. Бывший топ-менеджер «Газпром-медиа» прежде говорил «Ведомостям», что одной из главных задач прежнего руководства холдинга было повышение эффективности бизнеса и, в частности, увеличение прибыли для акционеров. Лесин вчера был недоступен для прессы.
С другой стороны, Газпромбанк в прошлом году испытывал явный недостаток собственного капитала и, возможно, настоял на масштабных дивидендах. Так, в середине прошлого года агентство Fitch писало, что, по их оценке, на 1 июня 2014 г. валовые кредиты ВТБ и Газпромбанка превышали их запас по регулятивному капиталу, поэтому риски для собственной кредитоспособности у этих двух банков являются наиболее существенными.